Полезная информация
Услуги по установке и обслуживанию тахографов

В 2022 году все профессиональные перевозчики обязаны оборудовать свой коммерческий транспорт техническими средствами фиксации динамических параметров и режимов работы — бортовыми самописцами. Так замысловато на инженерном языке называют тахографы, уже привычные всем водителям автобусов и грузовиков. Устройство считывает скорость, запоминает режим работы водителя и его действия — «в пути», «отдых», «погрузка-разгрузка» и «ремонт». 

Самописец — точный и относительно сложный прибор. Главная его особенность — это большой упор на сохранность данных. Чтобы работать с ними, мастерские получают сертификат в Федеральной службе безопасности. Ремонтные действия с прибором мастерами без сертификата могут повлечь ответственность вплоть до уголовной. Выбирайте проверенную сертифицированную мастерскую.

Ремонт тахографа СКЗИ и ЕСТР

Внутри самописца есть элементы, которые подлежат ремонту и такие, которые в случае поломки можно только заменить. 

Например, блоки шифрования и хранения информации — СКЗИ или ЕСТР — при попытке вскрыть их корпус блокируют основные функции. Это значит, что извлечь или откорректировать информацию блока невозможно даже в сертифицированной мастерской. В случае поломки блоки ЕСТР и СКЗИ придётся заменить. При этом все остальные части прибора могут оставаться исправными. 

А вот отремонтировать в мастерской принтер тахографа, заменить провода или датчики GPS/ГНСС/GSM можно за час. 

Установка тахографа

Чтобы установить тахограф на автобус, маршрутку или грузовик, нужно сначала подобрать и заказать модель к марке транспортного средства. Не все машины и приборы совместимы между собой. Особенно «капризны» в этом плане авто старше 20 лет. Их электроника сильно устарела — иногда датчик скорости приходится подключать через переходник, который продаётся отдельно. 

Выбирать оптимальную модель для своей машины или автопарка лучше вместе с профессионалом. Опытный мастер подскажет, на каких функциях можно сэкономить, а без чего не обойтись. 

В кабинах тягачей обычно есть штатная ниша для самописца, а если нет, то его можно установить отдельно, в собственном кожухе. Процедура установки тахографа физическим лицам состоит из трёх этапов.

Активация тахографа

На этом этапе мастера вносят в память устройства WIN-код, данные о транспортном средстве и его владельце.

Монтаж тахографа

Мастер встраивает устройство в электросеть автомобиля, подключает датчик скорости к спидометру. Иногда — адаптирует их друг к другу с помощью переходников. 

Калибровка тахографа

Другое название — тарировка. Бывает первичная, плановая/регламентная и внеплановая. 

  • При первичной калибровке мастер записывает в память прибора время сети, пробег, предел разрешённой скорости, диаметр и длину окружности колеса. 
  • Плановая калибровка международного тахографа ЕСТР и СКЗИ — каждые 24 месяца.

Обычно при этом меняют блок СКЗИ и батарею. 

  • Внеплановая — при ремонте узлов, которые включены в тахографическую цепь. Например, одометра, КПП, а также при замене покрышек ведущей колёсной пары. Также причиной внеплановой калибровки может служить расхождение в показаниях штатного спидометра и одометра с показаниями самописца более чем на 5%. 

Суть калибровки состоит в том, что тахограф выводит так называемый «характеристический коэффициент ТС». Он показывает, сколько импульсов поступает с датчика скорости в самописец за 1 километр пути. Во время калибровки машина трижды проезжает 20-30 метров, а тахограф рассчитывает средний результат. Заодно прибор проверяет, соответствуют ли введённые человеком данные заводским параметрам автомобиля. 

Поверка тахографа

Поверка — процедура, при которой устанавливают соответствие прибора его метрологическим характеристикам. Проще говоря, необходимо убедиться, продолжает ли тахограф точно фиксировать измеренные данные. Контроль за такими устройствами производит «Росстандарт». Сроки поверки указаны в паспорте устройства и могут составлять от 3 до 7 лет. Иногда при поверке требуется замена блока НКМ-1 на НКМ-2. Штраф за использование ТС с просроченной поверкой или без тахографа составляет от 20 000 до 100 000 рублей. 

Минтранс наметил очередной перенос сроков обязательной установки тахографа для общественного транспорта на март 2023 года.

Заказать тахограф онлайн можно на этом сайте. Консультации по услугам ремонта, установки, калибровки, поверки в Смоленске — по телефону +7(951) 711-33-00.

Подробнее
Калибровка тахографа

Калибровка (юстировка, настройка) тахографа это процедура измерения коэффициентов W и L (где L – длина окружности колеса, W – количество импульсов на 1 километр пути), актуализации физико-механических характеристик транспортного средства (ТС) и настройка прибора на полученные результаты, с параллельным анализом соответствия полученных характеристик требованиям законодательства Российской Федерации.

Подробнее
Цифровые тахографы

Цифровой тахограф – это современный, сверхточный и надёжный прибор, который фиксирует основные параметры работы транспортного средства.

Подробнее
Сделать карту водителя

Как и где получить карту тахографа? Такой вопрос возникает у всех, кто начал заниматься коммерческими перевозками. Действующее законодательство обязывает физлица, ИП, а также предприятия устанавливать системы мониторинга на грузовые и пассажирские авто. С помощью тахографов удается в режиме реального времени контролировать график работы шофера. Это гарантирует защиту от перегрузок, которые ведут к возникновению аварийных ситуаций на дороге. Вместе с этим тахограф собирает информацию о скорости движения, расходе топлива, местонахождении авто, но он не может функционировать без специального идентификационного ключа, который часто упрощенно называют картой водителя. О том, как ее получить, что для этого нужно, и сколько времени займет процедура оформления, предлагаем поговорить подробнее.

Что такое карта водителя и зачем она нужна

Перед тем как сделать карту тахографа, нелишним будет узнать, с чем именно вам придется иметь дело. Итак, речь идет о специальной пластиковой карточке, оснащенной микрочипом, на который записываются данные о владельце. Это помогает идентифицировать работника, находящегося за рулем, а также открывает доступ к функционалу бортовой системы мониторинга. 

Тахографы бывают разных типов:

  • цифровые с блоком СКЗИ;
  • аналоговые без системы криптозащиты данных:
  • европейского образца ЕСТР.

Для каждого из них существуют свои идентификационные ключи. Так как законодатель уже обязал произвести замену аналоговых систем мониторинга на более совершенные цифровые, у водителей остается возможность только сделать карту тахографа СКЗИ или ЕСТР. При этом нужно понимать, что здесь не идет  речи о взаимозаменяемых идентификационных элементах. Устройства СКЗИ и ЕСТР используют разную систему шифрования. Поэтому микрочипы для каждого из них используются свои. Если нужно сделать карту водителя международника, то вам подойдет ЕСТР, а для тех работников, которые совершают рейсы только внутри РФ, нужен аналог СКЗИ.

Обратите внимание, что наличие идентификационного ключа считается обязательным. При его отсутствии будьте готовы заплатить штраф. Шофер обязан предъявлять карточку по требованиям сотрудников ДПС и представителей надзорных органов, поэтому она всегда должна быть при себе.

Когда и кому нужно оформлять карту водителя

Управление колесным транспортом категорий N2-N3, M2-M3 требует наличия бортовой системы мониторинга. Тахографы должны устанавливать все, кто использует авто для коммерческих перевозок:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.  

Соответственно, заказать карту тахографа нужно будет уже при первичной установке этого оборудования. Срок действия ― 3 года. По его истечению придется заново заниматься изготовлением карты водителя. Потребуется это и в следующих случаях:

  • изменение персональных данных держателя;
  • кража, утеря, порча идентификационного ключа.

Если карточка затерялась, ее нужно будет вначале заблокировать. Только после этого можно приступать к перевыпуску.

Где сделать идентификационный ключ

Те, кто осуществляет коммерческие перевозки, могут обратиться в лицензированную компанию, занимающуюся продажей систем мониторинга. Например, если нужно сделать карту водителя в Смоленске, оставьте заявку сотрудникам компании «Автономика». Вам помогут выбрать тахограф, а также расскажут обо всех тонкостях процедуры выдачи электронной карточки к нему и выполнят все обязательные процедуры. Вам останется только получить готовую карточку с микрочипом. 

Второй вариант ― личное обращение в МФЦ по месту регистрации. Это решение подходит для тех, кто располагает свободным временем и хочет сам пройти всю процедуру от начала до конца, чтобы ознакомиться с ее тонкостями на своем опыте.

Требования и документы

Получить идентификационный ключ для бортовой системы мониторинга может не каждый водитель. Чтобы оформить карточку, важно убедиться в выполнении следующих требований. 

  1. Наличие водительских прав категории C, D, E. 
  2. Достижение возраста 18 лет, а если речь идет об управлении пассажирским ТС ― 21 года (также важно, чтобы водительский стаж был не меньше 1 года). 
  3. Проживание в РФ на протяжении более 185 дней в год.

Если эти требования не выполнены, или у водителя уже есть аналогичная действующая карточка, в выдаче новой будет отказано. 

Для получения идентификационного ключа также нужно подготовить пакет документов. В него входит:

  • паспорт гражданина РФ;
  • СНИЛС;
  • ИНН (для физлиц);
  • водительское удостоверение;
  • фотографии. 

К этому пакету нужно приложить заявления о выдаче электронного ключа и чек об оплате услуг по обработке документов.

 

Подробнее
Как пользоваться тахографом

В работу колесного транспорта бортовые самописцы стали активно внедряться с 2014 года. Сегодня, если грузовик или автобус не оснащен тахографом или водитель не имеет к нему электронного идентификационного ключа, совершать очередной рейс нельзя. В противном случае сотрудники надзорных орагнов выпишут штраф. Выезжать с заведомо неисправной системой мониторинга тоже запрещается. Поэтому еще до начала работы нужно узнать, как правильно пользоваться тахографом, и что нужно предпринять для поддержания его нормального функционирования.

Основные правила эксплуатации

Поэтапный план действий для включения и использования бортового самописца обычно содержит инструкция тахографа, которая входит в его базовую комплектацию. Здесь же разберем только ключевые принципы работы с системой мониторинга.

  1. Машина должна быть оборудована самописцем подходящего типа. Тахографы с блоком СКЗИ используют на территории РФ. Водители же, совершающие международные рейсы, не могут работать с этой системой. Им подойдет ЕСТР. 
  2. Получить доступ к функционалу тахографа можно только при наличии карты с микрочипом. Она помогает идентифицировать водителя, на ее модуль памяти записываются данные о продолжительности рабочей смены, скорости движения авто и прочих значимых параметрах. 
  3. Использовать чужую карту тахографа нельзя. Это карается штрафом. Если же вы вставите карточку сменщика по ошибке, то, скорее всего, заблокируете ее путем ввода некорректного пароля. 
  4. Чтобы начать работать с бортовым самописцем, вставьте электронный ключ в первое гнездо чипом вверх. До окончания смены карточку нельзя вытаскивать из слота. 
  5. Активировать электронный ключ можно, введя PIN-код. Если он был корректным, на дисплее отобразится фамилия водителя. Для ввода верного PIN-кода дается 3 попытки. Если они не были успешными, самописец заблокируется. Снять ограничения сможет только PUK-код, который хранится в конверте с электронным ключом. 

Если все сделано верно, а на дисплее все равно не отображается фамилия водителя, скорее всего, причина кроется в неисправности самой системы мониторинга. Чтобы не получить штраф, неполадку нужно устранить до начала рейса.

Режимы работы

Разобраться с тем, как пользоваться тахографом с картой водителя, не зная основных его рабочих положений, нельзя. Поэтому поговорим о режимах самописца и их переключении.  

Существует 4 варианта:

  • готовность;
  • вождение;
  • работа;
  • отдых. 

В некоторых моделях первый режим отсутствует. В положение «Работа» самописец переходит сам в момент включения двигателя. Когда авто начинает движение и скорость уже не равна 0 км/ч, система мониторинга переключается на режим «Вождение». Вариант «Отдых» обычно приходится выбирать вручную, но некоторые модели могут активировать его самостоятельно при выключении двигателя.

 

Согласно нормам закона, максимальный интервал вождения не может превышать 4,5 часов. После нужно отдыхать не менее 45 минут. В сутки допустимо находиться за рулем до 9 часов, а за неделю разрешено работать не больше 56 часов. Если трудовой график был нарушен, данные с карты тахографа помогут это установить, и предприятие будет привлечено к административной ответственности 

Распечатка данных

Цифровые самописцы обычно оснащаются термопринтером. Он нужен для быстрой печати информации, которая сохранилась в памяти чипа. Представители надзорных органов и сотрудники ДПС могут попросить о распечатке технических сведений. Поэтому водителю лучше заранее ознакомиться с инструкцией и потренироваться работе с термопринтером.

Другие обязательные процедуры

Работа тахографа с картой водителя подразумевает постоянную запись информации на электрочип. Однако память модуля со временем переполняется. Чтобы у самописца всегда было место для записи нужного количества сведений, владелец обязан раз в 28 дней выгружать информацию с чипа на USB-диск. Кроме этого, есть и ряд других процедур, о которых нельзя забывать.

  1. Калибровка. Она бывает плановой и внеплановой. Внеплановая проводится при первичной установке системы мониторинга, после ее ремонта, после замены покрышек с большим диаметром на меньший и наоборот, а также после повреждения пломб. Плановая же осуществляется раз в 3 года. Калибровка нужна для того, чтобы обеспечить точность самописца. Если в ходе проверки обнаружатся существенные отклонения между считанными и фактическими параметрами, тахограф снимают на ремонт. 
  2. Замена блока СКЗИ. Он нужен для криптографической защиты данных, что гарантирует их подлинность. Менять блок СКЗИ рекомендовано раз в 3 года. 
  3. Ремонт. Он проводится по мере необходимости. Своевременное обслуживание системы входит в список обязанностей, закрепленных за держателями самописцев. 

Если у вас остались вопросы по работе тахографов, вы хотите узнать, как выполняется считывание карт водителей, или есть потребность в покупке системы мониторинга, оформлении электронного ключа к ней, обратитесь к сотрудникам компании  «Автономика». Они расскажут обо всех интересующих тонкостях использования цифрового оборудования для авто и помогут выбрать оптимальную модель.

Подробнее
Рубрикатор