Рубрикатор

Тарировка тахографа

Если ТС находится под контролем бортового самописца, фиксирующего разные параметры его работы, водителю приходится следить за исправностью самописца и точностью его показаний. Для этого существует тарировка. Она проводится в рамках заданной периодичности, к ее выполнению привлекаются сотрудники аккредитованных СТО. При этом сама процедура имеет немало нюансов, о которых полезно знать каждому владельцу машин, задействованных в грузовых или пассажирских перевозках.

Что такое тарировка

Для начала напомним, что тахограф ― это измерительное устройство, от точности показаний которого зависит эффективность и безопасность эксплуатации ТС. Это справедливо как для самописцев, работающих в РФ, так и для образцов с сертификатом соответствия ЕСТР.  Приборы всех типов и моделей имеют сложную конструкцию, отличаются богатым набором функций, но не имеют 100% защиты от сбоев и ошибок. Поэтому им нужна тарировка. Она выявляет расхождения между выдаваемыми показаниями и эталонными значениями, чем и помогает корректировать их. Во время тарировки тахографа мастер сначала оказывает физическое воздействие на датчики самописца, а затем вносит в его систему поправочные коэффициенты, которые ликвидируют расхождения между реальными и получаемыми системой данными. 

Лучше понять суть процесса можно на конкретном примере. Допустим, что нам известна температура рабочей среды ― +40 градусов. Это значение было установлено проверенным измерительным прибором, и оно поддерживается на протяжении всей процедуры тарировки. Поместив выносной датчик настраиваемого нами устройства в эту рабочую среду, мы можем увидеть, что его дисплей показывает не +40, а +39 градусов. Теперь появляется возможность для расчета поправочного коэффициента. Он вносится в память устройства и в дальнейшем участвует в фиксации данных. Благодаря этому, показания измерительного прибора больше не будут расходиться с действительными значениями, и мы можем полагаться на их точность. В этом заключается суть тарировки, для проведения которой используются разные методики.

Чем тарировка тахографа отличается от его калибровки

Тарировка ― часть процедуры настройки цифрового самописца. Разница между ней и калибровкой видна в расценках, а также в особенностях проведения операций. 

  1. Во время калибровки цифрового тахографа используется методика ввода поправочных коэффициентов, гарантирующих, что при отсутствии сигналов с выносного датчика на дисплее устройства сбора данных появится нулевое значение. Также мастера прибегают к подаче самописцу сигналов с помощью откалиброванного напряжения (выносные датчики в этом не участвуют, их активность лишь имитируется). Тарировка же затрагивает все модули сбора информации: сам цифровой тахограф и его сенсоры.
  2. При калибровке в память самописца могут вноситься значения, не зависящие от работы датчиков, например, длина окружности ведущих колес. Тарировка этого не предполагает.
  3. Во время калибровки тахографа проводится градуировка. Эта операция затрагивает только датчики цифрового тахографа. Ее задача сводится к выявлению зависимости между выходным электросигналом и интенсивностью физического воздействия.

Несмотря на разницу в принципах проведения, у калибровки и тарировки цифрового тахографа все-таки есть и общая черта ― обе процедуры обеспечивают корректность фиксируемых данных. А еще они запрещены для самостоятельного проведения. К их осуществлению привлекаются СТО, имеющие лицензию ФБУ «Росавтодор» и ФСБ РФ. Последняя, кстати, не нужна для проверки самописцев с сертификатом ЕСТР. Однако у сотрудников компании «Автономика» есть полный пакет документов, что позволяет работать с цифровыми тахографами всех типов, марок и моделей.

Разновидности тарировки

Принято различать первичную и периодическую настройку. При установке самописца мастера добиваются того, чтобы цифровой тахограф мог корректно интерпретировать данные, получаемые с его выносных датчиков. Однако со временем точность измерений падает, погрешность увеличивается. Периодическая тарировка позволяет вернуть прибор к допустимым значениям. Когда показания тахографа соответствуют нормативам, на него выдается сертификат о метрологической проверке. Документ считается юридическим подтверждением корректности работы цифрового контролирующего устройства.

Последствия отказа от тарировки

Если по каким-то причинам вы не смогли вовремя провести проверку цифрового тахографа, возникает угроза получения штрафов и претензий со стороны контролирующих органов. В Приказе Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 указано, что осуществление регулярной настройки, тарировки и калибровки является обязательным условием эксплуатации контролирующих самописцев. Несоблюдение этого пункта приравнивается к использованию ТС без тахографа, что влечет за собой административную ответственность. 

Без своевременной тарировки тахографа собранные им сведения теряют доказательную силу. Если решите опираться на данные о пробеге, скорости движения, времени в пути или расходе топлива, то не сможете этого сделать, так как у сторонних органов будут оправданные сомнения в достоверности предоставленной вами информации.

Основания для внеплановой тарировки тахографа

Помимо первичных и периодических проверок, владельцы бортовых самописцев должны тарировать их в ряде случаев, описанных в законе.

  1. Ремонт тахографа или его датчиков. 
  2. Замена, ремонт коробки передач ТС.
  3. Изменение диаметра шин или колес автомобиля.
  4. Повреждение пломб на корпусе бортового самописца. 
  5. Корректировка регистрационных данных машины. 
  6. Изменение личной информации владельца ТС. 
  7. Расхождение показаний хронографа с точным временем на 20 и более минут. 
  8. Переустановка цифрового тахографа на другой автомобиль. 

Во всех описанных случаях тарировать контролирующий самописец должны только аккредитованные мастера. Даже при возникновении нештатных ситуаций, самостоятельная настройка тахографа запрещена.

Частота тарировки

Периодичность проверок установлена законом. Она зависит от типа бортового самописца. 

  1. Тахографы с блоком СКЗИ. Они устанавливаются на ТС, не выезжающих за пределы РФ. Эти приборы требуют тарировки раз в 3 года. 
  2. Тахографы с сертификатом ЕСТР. Такие самописцы нужны для установки на автомобилях, перемещающихся по территории Евросоюза. Периодичность их тарировки зависит от модели, колеблется в пределах 1-2 раз в течение 2 лет.

Некоторые производители указывают в сопровождающей документации увеличенные сроки межповерочных интервалов. Возможно, целью этого становится повышение привлекательности продаваемого устройства для покупателей. В любом случае, определяя дату следующей тарировки тахографа, нужно ориентироваться на требования действующего законодательства, а не на рекомендации производителя.  

Этапы тарировки тахографа

Тарировка бортового самописца ― важная часть работ по его настройке. Она редко выполняется отдельно от других проверок и калибровки. Как правило, тарировка проводится при первичной активации цифрового тахографа, а также при дальнейшем плановом обслуживании системы. 

Перед началом операции мастера тщательно осматривают ТС. Им также важно убедиться в сохранности пломб тахографа и целостности его корпуса. Если никаких замечаний нет, то приступают к тарировке, направленной на точный расчет коэффициента передачи трансмиссии (W). Испытания позволяют установить число электроимпульсов, получаемых самописцем с датчика на КПП. Они проводятся в специальной тестовой зоне или на роликовом стенде. Последний вариант дает менее точные значения, но и их достаточно для того, чтобы быть уверенным в правильной работе тахографа.

Тестовый участок для проверки коэффициента W должен быть ровным, с хорошим дорожным покрытием, которое способно обеспечить сцепление колес без проскальзывания на всех участках пути. В начальной и финальной точке отрезка устанавливаются фотоэлементы, защищающие от ошибок в вопросе соблюдения заданной протяженности движения. 

Перед тем как начинать тестирование, мастера проверяют давление в шинах. Проводить заезды на спущенных или перекачанных покрышках запрещено. Это увеличивает погрешность расчетов до 15%. Чтобы избежать этого, сотрудники аккредитованного сервиса устанавливают давление в шинах согласно значениям, рекомендованным производителем ТС. 

Для начала испытаний точности коэффициента W мастера активируют тахограф с помощью своей карты. Для приборов ЕСТР и тахографов с блоком СКЗИ подходят разные идентификационные ключи. Разблокировав систему, сотрудник вводит в ее память длину дистанции, которую предстоит проехать автомобилю. После ТС начинает заезд. Автомобиль четырежды проезжает по одному и тому же тестовому участку. При этом его скорость не должна превышать 10 км/ч. Система считывает коэффициент передачи трансмиссии при каждом из заездов, а затем из полученных данных формирует среднее значение. Оно и заносится в память устройства. 

После тарировки тахографа мастера переходят к его калибровке. Если она проводится первый раз, то в память бортового самописца вносят следующую служебную информацию.

  1. Текущий пробег автомобиля. 
  2. Дата, время, часовой пояс.
  3. Сведения о владельце ТС (ИНН, ОГРН, юридический адрес, название компании).
  4. Параметры машины (марка, модель, госномер, VIN, номер кузова).
  5. Номер тахографа и подключенного модуля СКЗИ. 
  6. Информация о мастерской, выполняющей калибровку. 

При повторной калибровке этот этап пропускают и сразу переходят к внесению в память сведений о погрешностях одометра, спидометра, хронометра, показателях давления шин и характеристиках ведущих колес. Когда все данные высчитаны и записаны, калибровку можно считать завершенной. Все, что остается мастеру сделать ― установить дату следующей проверки.