В 2022 году все профессиональные перевозчики обязаны оборудовать свой коммерческий транспорт техническими средствами фиксации динамических параметров и режимов работы — бортовыми самописцами. Так замысловато на инженерном языке называют тахографы, уже привычные всем водителям автобусов и грузовиков. Устройство считывает скорость, запоминает режим работы водителя и его действия — «в пути», «отдых», «погрузка-разгрузка» и «ремонт».
Самописец — точный и относительно сложный прибор. Главная его особенность — это большой упор на сохранность данных. Чтобы работать с ними, мастерские получают сертификат в Федеральной службе безопасности. Ремонтные действия с прибором мастерами без сертификата могут повлечь ответственность вплоть до уголовной. Выбирайте проверенную сертифицированную мастерскую.
Внутри самописца есть элементы, которые подлежат ремонту и такие, которые в случае поломки можно только заменить.
Например, блоки шифрования и хранения информации — СКЗИ или ЕСТР — при попытке вскрыть их корпус блокируют основные функции. Это значит, что извлечь или откорректировать информацию блока невозможно даже в сертифицированной мастерской. В случае поломки блоки ЕСТР и СКЗИ придётся заменить. При этом все остальные части прибора могут оставаться исправными.
А вот отремонтировать в мастерской принтер тахографа, заменить провода или датчики GPS/ГНСС/GSM можно за час.
Чтобы установить тахограф на автобус, маршрутку или грузовик, нужно сначала подобрать и заказать модель к марке транспортного средства. Не все машины и приборы совместимы между собой. Особенно «капризны» в этом плане авто старше 20 лет. Их электроника сильно устарела — иногда датчик скорости приходится подключать через переходник, который продаётся отдельно.
Выбирать оптимальную модель для своей машины или автопарка лучше вместе с профессионалом. Опытный мастер подскажет, на каких функциях можно сэкономить, а без чего не обойтись. |
В кабинах тягачей обычно есть штатная ниша для самописца, а если нет, то его можно установить отдельно, в собственном кожухе. Процедура установки тахографа физическим лицам состоит из трёх этапов.
На этом этапе мастера вносят в память устройства WIN-код, данные о транспортном средстве и его владельце.
Мастер встраивает устройство в электросеть автомобиля, подключает датчик скорости к спидометру. Иногда — адаптирует их друг к другу с помощью переходников.
Другое название — тарировка. Бывает первичная, плановая/регламентная и внеплановая.
Обычно при этом меняют блок СКЗИ и батарею.
Суть калибровки состоит в том, что тахограф выводит так называемый «характеристический коэффициент ТС». Он показывает, сколько импульсов поступает с датчика скорости в самописец за 1 километр пути. Во время калибровки машина трижды проезжает 20-30 метров, а тахограф рассчитывает средний результат. Заодно прибор проверяет, соответствуют ли введённые человеком данные заводским параметрам автомобиля.
Поверка — процедура, при которой устанавливают соответствие прибора его метрологическим характеристикам. Проще говоря, необходимо убедиться, продолжает ли тахограф точно фиксировать измеренные данные. Контроль за такими устройствами производит «Росстандарт». Сроки поверки указаны в паспорте устройства и могут составлять от 3 до 7 лет. Иногда при поверке требуется замена блока НКМ-1 на НКМ-2. Штраф за использование ТС с просроченной поверкой или без тахографа составляет от 20 000 до 100 000 рублей.
Минтранс наметил очередной перенос сроков обязательной установки тахографа для общественного транспорта на март 2023 года. |
Заказать тахограф онлайн можно на этом сайте. Консультации по услугам ремонта, установки, калибровки, поверки в Смоленске — по телефону +7(951) 711-33-00.