Рубрикатор

Регулировка тахографа

Регулировку тахографа не стоит путать с его калибровкой, тарировкой и прочими процедурами, которые выполняются сотрудниками аккредитованных сервисных станций. Перед началом использования специалисты регистрируют самописец, вносят в его память целый ряд технических параметров, оформляют пакет сопровождающих документов, мы же поговорим о самостоятельной настройке прибора, которая нужна для его удобной и корректной эксплуатации.

Ознакомиться с правилами регулировки тахографа можно в прилагающейся к нему инструкции. Если этот документ оказался утерян, то на помощь придет информация с официального сайта производителя конкретной модели. Также можно познакомиться с общими принципами регулировки тахографов, которые приведены в этой статье. Они помогут избежать типичных ошибок, ведущих к административным правонарушениям.

По каким параметрам проводится регулировка тахографа

Разные модели самописцев обладают своим набором функциональных возможностей. Однако в любой из них вы сможете настроить следующие параметры эксплуатации:

 

  • время;

  • язык ввода;

  • звуковой сигнал;

  • яркость подсветки дисплея;

  • интервал времени до автоматического отключения. 

 

Регулировка времени самописца проводится раз в неделю. Это позволяет избежать расхождения данных тахографа и других контролирующих устройств. 

Доступ к настройкам прибора можно получить из одноименного раздела главного меню. Как правило, интерфейс тахографов интуитивно понятен и прост. Поэтому для настройки времени, языка и прочих параметров достаточно следовать подсказкам системы.

Регулировка тахографа во время работы

Ошибки, допущенные при эксплуатации самописца, могут привести к штрафам или другим видам административной ответственности. Поэтому перед началом работы с тахографом,  ознакомьтесь с базовыми принципами его использования.

Включение

Чтобы начать работу с тахографом, достаточно повернуть ключ зажигания в автомобиле. Электропитание будет сразу же подано на самописец, о чем просигнализирует его загоревшийся дисплей. После этого вам потребуется личный идентификационный ключ. Это пластиковая карта с чипом, на которую записывается информация о трудовой активности и допущенных нарушениях. Здесь же хранятся ваши личные данные, которые помогают системе опознавать работников.

Перед началом рейса водитель должен вставить свой идентификационный ключ в левый слот тахографа. Далее система предложит ввести PIN-код. Чтобы выбрать нужные цифры, воспользуйтесь клавишами «вверх-вниз». Для подтверждения ввода нажмите кнопку ОК. 

Обратите внимание, что на ввод PIN-кода от карты тахографа дается только 3 попытки. Если все они окажутся ошибочными, система будет заблокирована до введения PUK-кода, который указывается на конверте для хранения идентификационного ключа.  Будьте предельно внимательны при вводе кодов. Если ошиблись в цифре, удалите ее клавишей Back. 

После успешной разблокировки тахограф отобразит ФИО водителя и время последнего изъятия карты. Также самописец предложит указать режим, предыдущей деятельности. Если водитель отдыхал, то выбирает одноименный вариант. Если занимался ремонтом автомобиля, его обслуживанием и выполнением иных должностных обязанностей, указывает режим «работа». 

Напарник, находящийся в кабине вместе с шофером, тоже должен активировать свой идентификационный ключ. Он вставляет его в отдельный слот тахографа, также вводит PIN-код и выбирает предыдущий режим деятельности. 

Начало движения

Перед тем как завести двигатель, нужно открыть главное меню тахографа и указать текущее местонахождение авто, а также продолжительность предстоящей смены. Параллельно напарник должен перевести свой пластиковый ключ в режим «Работа». Даже если в ближайшее время он не планирует ничем заниматься, оставаясь при этом в кабине ТС, переход на опцию «Отдых» будет ошибкой. Этот режим стоит выбирать только перед началом перерыва и по окончании смены.

 

Как только автомобиль трогается с места, самописец автоматически закрепляет за водителем режим «Управление автомобилем». Во время остановок на светофорах и в пробке тахограф сам переключается на опцию «Работа», никакой дополнительной регулировки здесь не требуется.

Завершение рейса

Когда движение окончено, водитель глушит двигатель, но оставляет зажигание включенным. Дальнейший алгоритм действий выглядит следующим образом. 

 

  1. Водитель должен нажать кнопку Eject возле слота со своим идентификационным ключом.

  2. На дисплее тахографа появится вопрос: «Окончание периода?». Водитель подтверждает завершение работы устройства нажатием кнопки OK.

  3. Перед выключением тахографа шофер указывает текущее местоположение (в некоторых моделях предусмотрена автоматическая регулировка этого параметра на основании данных спутниковой навигации), а также выбирает режим для дальнейшей активности:

  • «работа», если планируется ремонт или техобслуживание автомобиля;

  • «поезд/паром», если последующее передвижение ТС будет осуществлять не своим ходом;

  • «отдых» при перерыве или окончании смены.

  1. Весь алгоритм действий повторяет напарник, нажимая кнопку Eject возле своего слота.

Если операции были выполнены правильно, пластиковые идентификационные ключи могут быть беспрепятственно изъяты из тахографа. После этого зажигание ТС должно быть выключено.

Регулировка тахографа по другим параметрам: печать данных, особые условия

Главное меню самописца открывает доступ не только к текущим настройкам и опции ввода данных, которая используется в начале и конце работы для указания населенных пунктов, продолжительности смены. Оно дает доступ и к ряду других возможностей. 

  1. Отправка данных на печать.

  2. Особые условия работы.

  3. Мобильная связь.

  4. Технические сведения.

Рассмотрим регулировку тахографа в каждом из этих пунктов. 

Вывод данных на печать

Этот раздел меню позволяет отобразить на бумажном носителе интересующие рабочие сведения. При переходе в него открывается подменю из следующих вариантов.

  1. Водитель.

  2. Напарник.

  3. Транспортное средство.

  4. Тахограмма.

Внутри этих пунктов также есть несколько вкладок: 

  • технические сведения;

  • события и режим работы;

  • нарушения.

В соответствии с выбранным вариантом на печатном бланке появится своя информация: данные об автомобиле или сотруднике, количество и продолжительность смен, история проверок ГИБДД, попытки подмены данных, факты превышения скорости и так далее. Для формирования интересующего отчета не забудьте указать период, сведения о котором система должна предоставить.

Особые условия

В этом пункте предусмотрена возможность перехода в режим «Поезд/паром», который предполагает перемещение ТС не своим ходом, а также опцию «Вне охвата». Последняя выбирается при попадании в зону, где не работает связь. 

Мобильная связь

Здесь активируется встроенный GPRS-модем, а также предусмотрена опция совершения звонков для ограниченного списка контактов, введенных в память тахографа. Такая опция, конечно, есть не во всех моделях, но все же встречается довольно часто.

Технические сведения

В этой части меню можно посмотреть эксплуатационные данные о тахографе, например, дату его ввода в эксплуатации, указания по времени следующего обслуживания, номер СКЗИ и прочую полезную информацию.

Скоростной режим 

Обратите внимание, что тахографы хранят в своей памяти сведения о максимально разрешенной скорости передвижения. Эта информация записывается еще на этапе установки контролирующего устройства. Если в ходе эксплуатации ТС водитель не будет соблюдать скоростной режим, тахограф предупредит об этом световым и звуковым сигналом. Сведения о допущенном нарушении также автоматически сохранятся в памяти самописца, и в дальнейшем инспектор ГИБДД может увидеть их, выгрузив соответствующий отчет. Представитель органов правопорядка уполномочен выписывать штрафы за факты превышения скорости, зафиксированные тахографом.  

Кстати, все сведения, которые собирает самописец, имеют криптографическую защиту. Удалить их или изменить нельзя. Попытки взлома устройства, подтасовки содержащихся данных будут также отображены в событийном отчете.

Регулировка тахографа в аккредитованной мастерской

Согласно Приказу Министерства транспорта РФ №36 от 13.02.2013 года, каждое контролирующее устройство, оснащенное блоком СКЗИ, должно проходить калибровку раз в 3 года. Она, как и изначальная настройка самописца, осуществляется мастерами лицензированных СТО. В этом случае регулировка тахографа сводится к процессу измерения технических параметров ТС и их внесению в память прибора. Среди контролируемых характеристик встречаются следующие.

 

  1. Длина окружности колес.

  2. Воздушное давление в шинах.

  3. Погрешности встроенных датчиков (измерения скорости, пробега и других параметров).

  4. Число оборотов колес на момент установки тахографа (измеряется одометром).

Также на этапе предактивационной регулировки контролирующего устройства в его память записываются сведения о машине (гос. номер, марка, модель) и ее владельце (ИНН, ОГРН предприятия и так далее). Занести всю эту информацию в тахограф может только сотрудник, обладающий картой мастера. Кроме этого, первичная регулировка требует подключения программатора или ноутбука со специализированным ПО. Все это есть в наличии у мастеров компании «Автономика», которые готовы провести установку, настройку, активацию и последующую калибровку тахографа на любых марках и моделях ТС.