Ошибки тахографа
Автобус или грузовой автомобиль нельзя эксплуатировать без тахографа. Запрещено пользоваться ТС и в случае возникновения неисправностей в работе самописца. К счастью, тахографы поддерживают опцию самодиагностики. Это значит, что при обнаружении внутренних проблем устройство сообщит об этом, выдав буквенно-числовой код ошибки. Умея распознавать такие технические отметки, можно быстро найти источник неполадки и устранить его. Если при этом понимать, какие факторы способствуют возникновению поломок, можно избежать их и продлить срок безаварийной работы тахографа с СКЗИ или модулем ЕСТР.
Почему возникают ошибки тахографа
К неполадкам в работе самописцев ведут разные причины. Их можно поделить на 2 большие группы:
- те, что не зависят от водителя;
- те, что возникли по вине пользователя.
Далее рассмотрим разные факторы, влияющие на работу цифровых тахографов.
Ошибки, связанные с неправильной эксплуатацией самописца
Для возникновения поломок по вине водителя существует 10 основных причин.
- Использование некорректного пластикового ключа (карты водителя). Иногда к самописцу с блоком СКЗИ пытаются подключить идентификатор от аналогичного устройства, работающего по стандарту ЕСТР. Делать этого нельзя. Даже если вы используете корректную карту, убедитесь в ее исправности. Часто пластик выходит из строя из-за царапин и повреждений чипа, скопления грязи, масла на поверхности. Негативный эффект оказывает и воздействие UV-лучей. Не оставляйте карту на приборной панели, чтобы солнечный свет не повредил ее.
- Неправильный ввод PIN-кода. На разблокировку устройства дается 3 попытки. Если они окажутся провальными, получить доступ к функциям тахографа можно будет только после активации PUK-кода.
- Заполнена память. Если не выгружать информацию с тахографа, он не сможет хранить служебные данные в дальнейшем. Согласно приказу Минтранса, снимать показания с карты водителя нужно 1 раз в 28 дней.
- Истечение срока действия СКЗИ. Блок нужно менять раз в 3 года. За это время память тахографа заполняется, а цифровая подпись теряет надежность. Устройства европейского образца, работающие по протоколу ЕСТР, не требуют замены модулей, но раз в 1-2 года их нужно калибровать и тарировать.
- Некорректное извлечение карты водителя. Если попытаться резко выдернуть идентификационный ключ, изъять его силой плоскогубцами и другими способами, не предусмотренными инструкцией, цифровой тахограф может не успеть завершить сессию или сохранит данные с ошибками. Также грубые манипуляции приведут к поломке шторки, удерживающей идентификационный ключ. В дальнейшем это вызовет самопроизвольное извлечение карты водителя.
- Попадание влаги на корпус и к внутренним деталям. Такое случается, если пролить жидкость на тахограф, находящийся в районе расположения подстаканников.
- Скопление пыли в отсеке для картридера. Если пренебрегать регулярной уборкой, грязь забьет чувствительные элементы самописца, и прибор начнет выдавать ошибки, связанные со сложностью чтения карт водителя.
- Попытка несанкционированного доступа. Самописец сообщит об этом с помощью служебной пометки в бортовом журнале.
- Чрезмерно сильные нажатия на кнопки. Это повреждает клавиши и ответные элементы. Как результат ― задержки или отсутствие реакции на нажатия.
- Попытки выдернуть чековую ленту. Если начать тянуть за нее до окончания печати, это приведет к повреждениям печатающей головки. В итоге тахограф начнет зажевывать бумагу или станет выдавать ошибки, связанные с работой встроенного принтера.
Работая с бортовым самописцем, старайтесь не допускать ошибок в переключении режимов и условиях эксплуатации тахографа. Это защитит от поломок и вынужденных простоев, связанных с неработающим прибором.
Ошибки, не зависящие от действий пользователя
Не всегда причиной неполадок тахографа служит его некорректная эксплуатация. В некоторых случаях ошибки самописцев появляются как следствие влияния тех факторов, на которые практически невозможно влиять.
- Неисправность датчиков и контактов в местах соединения с кабелем. Сенсоры и коннекторы работают в крайне тяжелых условиях и постоянно подвержены вибрационным нагрузкам, что приводит к неполадкам разного уровня сложности.
- Механические повреждения внутренних элементов самописца. Они возникают при резких ударах, попаданиях колесом в глубокие ямы, при ДТП.
- Сбой в питании тахографа.
- Некорректная установка, то есть рядом с воздуховодом. В зимнее время это может вызвать перегрев.
- Заводской брак. Если самописец еще находится на гарантии, можете требовать бесплатного ремонта или замены.
Возникшие неполадки не нужно пытаться устранить самостоятельно. Выполнить диагностику и ремонт могут только сотрудники авторизованных СТО, таких как сервисный центр «Автономика».
Коды ошибок
Цифровые тахографы выводят результаты самодиагностики на дисплей. Из-за ограниченности его площади найденные неполадки обычно отображаются в виде условных обозначений. Они могут представлять собой буквенно-числовые комбинации или пиктограммы. Их расшифровка зависит от модели самописца. Разные производители устанавливают свой набор условных обозначений, по которым пользователь может самостоятельно оценить степень поломки. Чтобы появившийся код ошибки не застал вас врасплох, держите под рукой техническую документацию, прилагающуюся к вашему тахографу. В ней обычно отражены все обозначения, используемые в маркировке неполадок.
Можно ли самому исправить ошибки цифрового тахографа
Какие-либо меры по восстановлению нормальной работы самописца можно предпринимать только после того, как вам удалось установить причину неполадок. Расшифровав код ошибки, вы сможете подобрать адекватное решение, которое избавит от проблемы и сохранит пригодность устройства для дальнейшей эксплуатации.
- Перезагрузка тахографа. Эта мера поможет в случае программного сбоя прибора, при котором нет явных внешних повреждений.
- Ввод PUK-кода, если самописец заблокирован после 3-х неудачных попыток ввода PIN. Защитный PUK-код хранится в конверте, в котором была изначально выдана идентификационная карта.
- Очистка пластика. Если тахограф не хочет принимать карту из-за наличия загрязнений и подтеков, мешающих считыванию данных, аккуратно протрите ключ чистой ветошью и попробуйте активировать его повторно.
- Оформление новой карты водителя. Это нужно в случае окончания срока действия предыдущей или при возникновении серьезных повреждений.
- Выгрузка данных блока СКЗИ на флешку или ПК. Это поможет вернуть работоспособность самописцу с исчерпанным лимитом памяти. Если модель поддерживает дистанционную передачу данных, то выгрузить информацию с нее можно и без флеш-карты. Для архивирования сохраненных сведений вам не придется заезжать на базу.
В случае когда новый прибор, не подвергавшийся ударам и повреждениям, отказывается работать, обращайтесь за помощью к производителю. В остальных ситуациях стоит записаться на обслуживание в аккредитованный сервисный центр. Если вы используете тахограф с блоком СКЗИ, то компания должна иметь еще и лицензию ФСБ РФ.
Сотрудники сертифицированной СТО проведут следующие работы.
- Диагностика работы устройства.
- Подстройка часов, их перевод.
- Калибровка, тарировка самописца.
- Ввод новых данных (например, окружности колес после установки шин большего диаметра).
- Замена нового блока СКЗИ с его активацией.
- Ремонт тахографа, установка нового в случае невозможности восстановления поврежденного.
Обратите внимание, что даже мелкие работы водитель не может выполнить самостоятельно. Замена датчика, кабеля, любого другого элемента требует последующей калибровки цифрового тахографа. От этого зависит точность его работы, корректность сохраняемых данных.