Рубрикатор

Как пользоваться тахографом

В работу колесного транспорта бортовые самописцы стали активно внедряться с 2014 года. Сегодня, если грузовик или автобус не оснащен тахографом или водитель не имеет к нему электронного идентификационного ключа, совершать очередной рейс нельзя. В противном случае сотрудники надзорных органов выпишут штраф. Выезжать с заведомо неисправной системой мониторинга тоже запрещается. Поэтому еще до начала работы нужно узнать, как правильно пользоваться тахографом, и что нужно предпринять для поддержания его нормального функционирования.

Основные правила эксплуатации

Поэтапный план действий для включения и использования бортового самописца обычно содержит инструкция тахографа, которая входит в его базовую комплектацию. Здесь же разберем только ключевые принципы работы с системой мониторинга.

  1. Машина должна быть оборудована самописцем подходящего типа. Тахографы с блоком СКЗИ используют на территории РФ. Водители же, совершающие международные рейсы, не могут работать с этой системой. Им подойдет ЕСТР. 
  2. Получить доступ к функционалу тахографа можно только при наличии карты с микрочипом. Она помогает идентифицировать водителя, на ее модуль памяти записываются данные о продолжительности рабочей смены, скорости движения авто и прочих значимых параметрах. 
  3. Использовать чужую карту тахографа нельзя. Это карается штрафом. Если же вы вставите карточку сменщика по ошибке, то, скорее всего, заблокируете ее путем ввода некорректного пароля. 
  4. Чтобы начать работать с бортовым самописцем, вставьте электронный ключ в первое гнездо чипом вверх. До окончания смены карточку нельзя вытаскивать из слота. 
  5. Активировать электронный ключ можно, введя PIN-код. Если он был корректным, на дисплее отобразится фамилия водителя. Для ввода верного PIN-кода дается 3 попытки. Если они не были успешными, самописец заблокируется. Снять ограничения сможет только PUK-код, который хранится в конверте с электронным ключом. 

Если все сделано верно, а на дисплее все равно не отображается фамилия водителя, скорее всего, причина кроется в неисправности самой системы мониторинга. Чтобы не получить штраф, неполадку нужно устранить до начала рейса.

Режимы работы

Разобраться с тем, как пользоваться тахографом с картой водителя, не зная основных его рабочих положений, нельзя. Поэтому поговорим о режимах самописца и их переключении.  

Существует 4 варианта:

  • готовность;
  • вождение;
  • работа;
  • отдых. 

В некоторых моделях первый режим отсутствует. В положение «Работа» самописец переходит сам в момент включения двигателя. Когда авто начинает движение и скорость уже не равна 0 км/ч, система мониторинга переключается на режим «Вождение». Вариант «Отдых» обычно приходится выбирать вручную, но некоторые модели могут активировать его самостоятельно при выключении двигателя.

 

Согласно нормам закона, максимальный интервал вождения не может превышать 4,5 часов. После нужно отдыхать не менее 45 минут. В сутки допустимо находиться за рулем до 9 часов, а за неделю разрешено работать не больше 56 часов. Если трудовой график был нарушен, данные с карты тахографа помогут это установить, и предприятие будет привлечено к административной ответственности 

Распечатка данных

Цифровые самописцы обычно оснащаются термопринтером. Он нужен для быстрой печати информации, которая сохранилась в памяти чипа. Представители надзорных органов и сотрудники ДПС могут попросить о распечатке технических сведений. Поэтому водителю лучше заранее ознакомиться с инструкцией и потренироваться работе с термопринтером.

Другие обязательные процедуры

Работа тахографа с картой водителя подразумевает постоянную запись информации на электрочип. Однако память модуля со временем переполняется. Чтобы у самописца всегда было место для записи нужного количества сведений, владелец обязан раз в 28 дней выгружать информацию с чипа на USB-диск. Кроме этого, есть и ряд других процедур, о которых нельзя забывать.

  1. Калибровка. Она бывает плановой и внеплановой. Внеплановая проводится при первичной установке системы мониторинга, после ее ремонта, после замены покрышек с большим диаметром на меньший и наоборот, а также после повреждения пломб. Плановая же осуществляется раз в 3 года. Калибровка нужна для того, чтобы обеспечить точность самописца. Если в ходе проверки обнаружатся существенные отклонения между считанными и фактическими параметрами, тахограф снимают на ремонт. 
  2. Замена блока СКЗИ. Он нужен для криптографической защиты данных, что гарантирует их подлинность. Менять блок СКЗИ рекомендовано раз в 3 года. 
  3. Ремонт. Он проводится по мере необходимости. Своевременное обслуживание системы входит в список обязанностей, закрепленных за держателями самописцев. 

Если у вас остались вопросы по работе тахографов, вы хотите узнать, как выполняется считывание карт водителей, или есть потребность в покупке системы мониторинга, оформлении электронного ключа к ней, обратитесь к сотрудникам компании  «Автономика». Они расскажут обо всех интересующих тонкостях использования цифрового оборудования для авто и помогут выбрать оптимальную модель.