Тахограф ― это электронный прибор, устанавливаемый на борту ТС для мониторинга основных рабочих параметров (автопробега, скорости движения и т.д.). Бортовой самописец помогает контролировать режим труда водителей, снижает риск ДТП. Устанавливается тахограф на автобусы с пассажировместимостью от 8 человек и на грузовики подъемностью от 3,5 тонн. Как и любое средство контроля, прибор нуждается в инспекциях, в ходе которых проверяется корректность эксплуатации агрегата, устанавливается его техническая исправность.
Контроль наличия цифрового самописца и его технического состояния позволяет повысить безопасность дорожного движения. Достигается это за счет минимизации переработок со стороны водителей, а также мониторинга соблюдения ими скоростного режима.
Проверка тахографа входит в обязанности инспекторов ГИБДД и сотрудников Ространснадзора. Эти полномочия подтверждены п. 102 техрегламента о безопасности ТС (утвержден ПП РФ №720 от 10 сентября 2009 года). Водитель не вправе отказать в проведении плановой или внеплановой проверки. Она может осуществляться в специализированных местах или в ходе рейда на автодороге. Однако для проведения проверки нужно соблюсти одно важное условие ― инспектор должен предъявить карту контролера. Без нее предоставлять доступ к тахографу нельзя.
Во время проверки сотрудник Ространснадзора или инспектор ГИБДД оценивает следующие параметры.
Помимо сотрудников ГИБДД и Ространснадзора, контроль самописцев осуществляют представители Трудовой инспекции. Они проверяют соблюдение режима труда и отдыха. Аудит проходит на территории специализированных организаций, с сотрудниками которых самому водителю контактировать не придется.
Приложение 3 Приказа Министерства транспорта РФ №36 от 13 февраля 2013 г. устанавливает необходимость плановых проверок. Их периодичность составляет 1 раз в 2 года. Кроме этого, диагностика тахографа и его последующая калибровка нужны в следующих случаях.
Водители и представители эксплуатирующей организации могут самостоятельно проводить плановые ревизии тахографа, не дожидаясь инспекции со стороны надзорных органов. Это поможет заблаговременно выявить неисправности и устранить их. Чтобы проверить техническое состояние и корректность работы тахографа, обращайтесь к сотрудникам компании «Автономика». Мы являемся лицензиатами ФСБ, обладаем всем необходимым оборудованием и навыками для работы с тахографами разных моделей и типов.
Перед началом ревизии инспектор изучает документы на авто. Делается это с целью установления того, нужен ли ТС тахограф или нет. Если машина относится к категории тех, что должны быть оборудованы самописцами, инспектор переходит к проверке самого прибора. Для начала он оценивает внешний вид корпуса, чтобы понять, были ли механические повреждения и попытки несанкционированного вмешательства. После сотрудник переходит к сверке данных паспорта водителя и его карточки доступа к тахографу. Если в ходе ревизии возникнут подозрения на то, что режим труда и отдыха был нарушен, инспектор попросит шофера распечатать данные с самописца. Водитель должен уметь выгружать их, иначе может получить штраф за отказ в предоставлении запрошенных сведений.
Дальнейший алгоритм проверки зависит от типа установленного самописца. Для тахографов ЕСТР и СКЗИ последовательность операций немного отличается.
Работа отечественных тахографов основана на системе криптографической защиты данных. В состав таких приборов входят следующие комплектующие.
При проверке тахографов с блоком СКЗИ инспектор в первую очередь сверяет серийный номер осматриваемой модели со списком разрешенных к эксплуатации на территории РФ. После переходит к ревизии по следующему алгоритму.
Технические характеристики, которым должен соответствовать тахограф, указаны в ГОСТ Р 1.0-2004.
Самописцы европейского образца оснащаются телематическим накопителем, а защита содержащихся сведений осуществляется на основе криптографических алгоритмов. Проверка тахографов ЕСТР обычно проходит по следующей схеме.
Если в ходе проверки выяснится, что прибор имеет неполадки, инспектор порекомендует провести обслуживание самописца. Сделать это можно в центрах стандартизации и метрологии.
В случае обнаружения неисправностей, некорректного подключения, плохой калибровки или попыток фальсификации сведений, сохранившихся на самописце, это будет приравнено к управлению ТС без тахографа. За подобное правонарушение предусмотрены штрафы, размер которых определен частью 1 и 2 ст. 11.23 КоАП. Надзорные органы могут взыскать до 50 тыс. рублей. Размер штрафа зависит от типа ответственного лица и серьезности нарушения.
Штрафы и действия инспектора ГИБДД можно обжаловать. Для этого нужно направить в госавтоинспекцию письмо, в котором изложены доказательства невиновности организации или водителя. На обжалование дается 10 дней, а сама заявка рассматривается в течение 3-х суток.
Обратите внимание, что карта водителя является его собственностью. Изымать ее никто не вправе. В то же время водитель обязан уметь пользоваться идентификационным ключом и самописцем. Отказ в предоставлении сведений инспектору по причине отсутствия навыков работы с тахографом или ввиду отсутствия бумаги, таходисков (тахошайб) считается неправомерным. Выпускающая организация обязана обучить сотрудников основам эксплуатации тахографов и снабдить их всеми необходимыми расходными материалами. После проверки водитель вправе потребовать инспектора сделать отметку о проведенной ревизии. Для этого можно использовать обратную сторону распечатки. Специальная отметка поможет избежать задвоения штрафов за одни и те же нарушения. Для подтверждения проверки достаточно указать дату и время прохождения контроля, а также заверить ее подписью инспектора. Никаких печатей не потребуется.