Рубрикатор

Тахограф для физических лиц 2023

Необходимость оснащать ТС самописцами, которые в состоянии фиксировать информацию о скорости движения и соблюдении режима труда появилась давно. Она прописана в законодательных актах и нормативах (Положения ФЗ №196, Приказ Минтранса РФ от 26.10.2020 №438, Приказ Минтранса РФ от 28.10.2020 №440). Однако под требования этих документов попадают не все автомобили, что вызывает вопросы по необходимости установки тахографа, например, на ТС, принадлежащие физическому лицу. Об этом, а также о нововведениях в отношении вопросов регулирования поговорим в этой статье.

Какие ТС должны быть оснащены тахографами

За ответом на этот вопрос обратимся к действующему законодательству. В его нормативных актах прямо указано, что бортовыми самописцами должны оснащаться следующие категории транспорта, принадлежащие физлицам.

  1. N2-N3 (грузовые автомобили с разрешенной грузоподъемностью свыше 3,5 тонн).
  2. M2-M3 (пассажирские автобусы, троллейбусы и спецтранспорт вместимостью от 8 человек).

Однако есть и исключения. К ним относятся:

  • военные ТС;
  • консульские автомобили и машины, принадлежащие дипломатическим корпусам;
  • транспорт, не выезжающий за пределы предприятия, эксплуатируемый только на его территории.

Тахографами с блоком СКЗИ также можно не оснащать машины, осуществляющие международные рейсы. Такие оборудуются самописцами, работающими по протоколу ЕСТР.

Штрафы за отсутствие тахографа

Если ваш грузовик или автобус не попадают ни под одну категорию, для которой сделано исключение, и вы все равно не оснастили ТС самописцем с блоком СКЗИ, будьте готовы к тому, что контролирующие органы могут привлечь вас к административной ответственности. Отсутствие тахографа грозит штрафами в размере от 3 до 50 тыс. рублей. Точная сумма взыскания определяется в зависимости от того, первое или повторное нарушение было допущено, произошло ли оно по вине водителя или должностного лица.

Помимо наличия и отсутствия тахографа, контролирующие органы следят за корректной эксплуатацией самописца и за тем, как водители соблюдают трудовой режим. Нарушения, связанные с ошибками в использовании прибора или построении графика отдыха, караются штрафами в размере от 1 500 до 5 000 рублей (ст. 11.23 КоАП).

Правила, которые должен выполнять владелец ТС с тахографом

В 2023 году для соблюдения законодательных требований одной установки самописца недостаточно. Чтобы контролирующий прибор мог корректно работать, и его показания считались достоверными, нужно выполнять ряд других обязательных требований.

  1. Для активации тахографа должна быть использована карта водителя, выступающая в роли идентификационного ключа с чипом. Эксплуатировать ТС с пластиком другого шофера запрещено.
  2. Установка, активация, настройка, калибровка и последующее обслуживание тахографа разрешено проводить только в аккредитованной мастерской, имеющей лицензию ФСБ.
  3. Раз в 28 дней информацию с карты водителя нужно переносить на другой носитель, чтобы избежать переполнения встроенной памяти.
  4. Каждые 3 года, а также после замены резины, изменения рабочих параметров ТС, получения новых госномеров и смены владельца, должна проводиться промежуточная калибровка бортового самописца.

В соблюдении этих простых правил вам помогут сотрудники компании «Автономика». Мы имеем все разрешения для работы с тахографами 2023 года выпуска и более ранних моделей, проводим их установку, настройку и активацию. У нас вы можете купить самописец с гарантией производителя, а также выполнить обслуживание ранее установленного оборудования.

Во избежание штрафов водитель также должен обеспечивать сохранность тахографа и по требованию инспекторов предоставлять доступ к данным, сохраненным в памяти прибора. Попытки фальсификации недопустимы, они отражаются в отчетах. Корпус самописца также защищен пломбами, нарушение целостности которых влечет к тому, что тахограф перестает считаться исправным.

Переход на онлайн-тахографы в 2023 году

В сентябре 2022 года Приказом №343 были внесены изменения в нормативную базу, регламентирующую правила использования бортовых самописцев. Нововведения вступили в силу в марте 2023 года и коснулись сроков действия Приказа Минтранса РФ от 28.10.2020 №440, а также нового оборудования, именуемого онлайн-тахографами. Теперь в законодательстве появилось определение таких самописцев и установлены требования к ним.

 

Переход на онлайн-тахографы обоснован и будет проводиться постепенно. В 2023 году подключить подобные самописцы могут все желающие физлица, владеющие ТС соответствующей категории. Пока же инициатива остается добровольной и не имеет обязательного характера. По истечении срока эксплуатации обычного тахографа (10 лет), водители должны будут устанавливать контролирующие приборы нового образца, которые отличаются способностью передачи данных на телематический сервер автоматизированной системы контроля (АИС ТК). С этой целью оборудование оснащается разъемом для подключения GPRS/GSM-антенны, а также слотом для SIM-карты.

 

Потребность в онлайн-тахографах возникла не случайно. Сегодня численности инспекторов не хватает для того, чтобы проверить все ТС, которые должны быть оснащены контролирующими приборами. Онлайн-тахографы исправят эту ситуацию, закрыв существующие пробелы. Вся информация, считываемая ими, будет автоматически отправляться в единую систему и обрабатываться в ней, что сделает невозможным безнаказанное превышение скорости или нарушение РТО водителем. Также онлайн-тахограф сможет следить за соблюдением маршрута и других рабочих параметров. Физические лица должны будут устанавливать такие самописцы на те же категории ТС, что попадали под действие Приказа №440, то есть грузовые машины грузоподъемностью свыше 3,5 тонн и пассажирские автобусы вместимостью от 8 человек.